На этот пост меня натолкнуло письмо одной читательницы, в котором, в частности, было написано следующее «Мне нравится испанский язык, но изучение языка требует цели, которой, у меня нет. Пыталась сделать изучение языка этой целью, но не получилось». В итоге у нас состоялся интересный диалог, а я подумала, что хорошо было бы написать подробный пост на тему целей и мотивации при изучении иностранных языков.
Если человека спросить, нужно ли знать иностранный язык, в большинстве случаев он скажет «Конечно». Тем не менее, то, что большинство людей учат языки годами, безрезультатно, или вообще не учат, говорит о том, что есть большая разница между тем, чего хотят от вас (семья, общество, рабочий коллектив), и чего на самом деле хотите ВЫ.
Получается, что этот ответ навязан извне, ведь в современном обществе считается, что знать иностранный язык необходимо и престижно. И только когда человек сам захочет говорить на английском, например, только когда действительно поймет, что это ему нужно и/или будет получать от этого удовольствие – дело сдвинется с мертвой точки.
Я вижу для себя следующую схему:
Желание/мечта –> Цель (цели) –> Задачи
Когда мы говорим «Хочу выучить/знать испанский язык» — это просто желание. Это что-то расплывчатое и неконкретное, просто представление. Что значит «выучить»? Знать на каком уровне? Уметь писать или разговаривать? Или и то, и другое? Пока мы не ответим на эти вопросы, «хочу знать испанский» останется только мечтой. Чтобы начать действовать, нужно поставить цель или цели.
Но прежде, чем ставить цели, я бы хотела остановиться на таком важном пункте, как мотив. Считаю, что в этой цепочке не хватает одного звена — мотива (мотивации), который на самом деле скрывается за мечтой.
Многие проблемы с иностранными языками возникают от того, что у людей нет мотивации к изучению языка или они определяют свою мотивацию неправильно. Только поняв свою мотивацию, можно поставить цель – цель вытекает из мотивации.
Для того чтобы понять свою мотивацию, нужно ответить на вопрос «А почему я это делаю? Зачем мне это нужно? Что мне это даст на самом деле?». Если хорошо подумать, то можно найти очень интересные мотивы, которые лежат иногда очень глубоко, и вы о них даже не догадывались. Это что-то иррациональное, не всегда поддающееся логике.
Если вам легко даются языки, и у вас нет трудностей в их изучении, мотивы искать не обязательно. А вот если вы не можете заставить себя ими заниматься, а иностранный язык вам нужен по той или иной причине, тут-то и можно попробовать найти мотив или… придумать его. А потом призвать на помощь свое воображение и подсознание – представлять, как вы будете себя чувствовать, когда добьетесь желаемого.
Например, целью изучения иностранного языка может быть получение больших денег (а для этого нужно найти более престижную работу, для которой требуется знание иностранного языка), тогда нужно задуматься, а для чего вам нужны деньги. Кому-то они нужны для покупки дома, а кому-то для успеха у женщин. Вот это-то и есть мотив, поэтому сразу можно начать представлять себя в окружении красоток. Мотивом может быть и желание ощущать себя значимым и выглядеть лучше в глазах других.
Только когда вы определили свой мотив, можно приступать к целеполаганию. Если цель –найти работу, то подцелью будет «уметь писать деловые письма и вести переговоры на иностранном языке».
Теперь поговорим подробнее о целях.
Цель – это руководство по достижению мечты, это конечная точка, и она отвечает на вопрос «Что сделать?». Правильно поставленная цель должна соответствовать определенным критериям (так называемая SMART-цель):
1. Быть максимально конкретной и ясной, т.е. однозначно пониматься не только нами, но и другими людьми
2. Быть измеримой, т.е. мы должны иметь возможность понять, достигли мы ее или нет
3. Быть достижимой, т.е. мы должны понимать, хватит ли нам ресурсов для достижения цели
4. Быть реалистичной, т.е. мы должны быть уверены, что она не противоречит другим нашим целям и планам, но и в принципе осуществима.
5. Быть ограниченной во времени (иметь определенный срок)
Например, цель «уметь писать деловые письма на английском языке» можно конкретизировать следующим образом: написать 100 деловых писем трех типов (перечислить) в течение 3-х месяцев. Критерий достижения – получить за каждое написанное письмо оценку от преподавателя не менее 9 баллов из 10.
Цель «выучить лексику русско-английского разговорника» можно конкретизировать как «выучить лексику русско-английского разговорника» за 3 месяца. Мы поймем, достигли мы ее или нет, проверив себя, разыграв сценку «в ресторане» или «в отеле».
С целями связано еще одно важное понятие – ресурсы, которые могут быть временными или материальными. Есть ли у нас деньги на учебники и репетитора? От ответа на этот вопрос зависит, КАК мы будем достигать поставленной цели. А это уже стратегия.
Мы можем учиться писать деловые письма, купив пособие и занимаясь самостоятельно, а можем пойти на курсы деловой переписки на английском. Ресурсы, которыми вы располагаете, нужно учитывать при постановке целей, т.к. они влияют на стратегию, задачи, и выбор самой цели.
Остался последний этап – задачи. Что конкретно нужно делать, чтобы достичь цели. Купить учебник, каждый день учить по 5 слов, каждый день писать по 5 писем и т.п.
Мы все индивидуальны, и у каждого свои мотивы – найдите их и используйте для изучения языка. А может быть, вы поймете, что иностранный язык вам не нужен, и перестанете переживать по поводу того, что вы его не знаете – но это уже будет ВАШЕ осознанное решение.
P.S. еще на эту тему — https://bigben.su/articles/motivation/usilenie-motivatsii-k-izucheniyu-angliyskogo-yazika